Александр 22.12.2023 07:25
Вопрос: В ответе на один из предыдущих вопросов, касающийся богословской тематики, а именно исполнения заповеди «Не убий», были приведены слова Святителя Афанасия Александрийского, который не только оправдывает убийство врага, но и говорит о том, что «убийство неприятелей на войне достойно похвалы». Напомните, а что говорил Христос про отношение к неприятелям или врагам? Он позволял их убивать? Отвечает Настоятель: "Вопрошающій полагаетъ, что лучше понимаетъ заповѣдь, чѣмъ святитель Аѳанасій, чѣмъ сама Церковь, которая санкціонировала посланія святителя съ цитированнымъ высказываніемъ, включивъ его въ Книгу своихъ Правилъ. Такое отношеніе къ церковнымъ авторитетамъ естественно только въ какой-нибудь сектѣ вродѣ толстовцевъ, гдѣ не признаютъ никакихъ авторитетовъ и дѣлаютъ съ Св. Писаніемъ что хотятъ. Вѣрующій долженъ понимать, что толкователь Закона - не онъ, но Самъ Законодатель. Въ книгѣ Второзаконіе гдѣ въ 5 главѣ изложены 10 заповѣдей, въ главѣ 7-й сказано: «И истребишь всѣ народы, которые Господь, Богъ твой даетъ тебѣ» (ст. 16). Войны были всегда. Но Христосъ говоритъ, что съ Его приходомъ началось особое, болѣе глубокое раздѣленіе: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ» Мѳ. 10, 34; Мр. 14, 43 (ср. Лк. 12, 51). И даже ближайшимъ ученикамъ Своимъ Онъ говоритъ: продай одежду свою и купи мечъ» Лк. 22, 36. Правда, оказалось, что у нихъ уже есть два меча (ст. 38). Еретикъ - не св. Аѳанасій, который какъ православный видитъ вопросъ всесторонне, еретикъ - тотъ, кто свое узкое, одностороннее видѣніе объявляетъ единственно возможнымъ и всѣхъ инакомыслящихъ зачисляетъ въ еретики".
Получается есть исключения из заповеди «Не убий»? Или святитель, санкционируя и даже одобряя убийство неприятеля, вольно трактует заповеди, по сути впадая в ересь?
Ответ священника:
Теги: ересь, мир, война, убийство, заповедь
Андрей 06.03.2020 17:27
Вопрос: Добрый день. Ряд святых Отцев ранней Церкви : свт. Василий Виликий, Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Дамаскин указывывали на геоцентричность земли. Практически наши современники: свт. Феофан, прав. Иоанн Кронштадтский указывали на гелиоцентрической, естественно, зная открытия науки. Какого мнения придерживаться христианину сейчас? В продолжении вопроса прошу прокомментировать продолжительность творения земли. Опять же в школах миллиарды лет, даже в Законе Божьем Серафима Слободского говорится также о миллиардах лет, тогда как некоторые из Святых Отцев писали о буквальном понимании творении земли и людей: 7 дней. И в заключении прошу объяснить, что такое согласие Отцев? Спасибо.
Исповѣдуя фундаментальную истину вѣры о сотвореніи міра Богомъ, названные Вами древніе святые отцы включали въ свое міровоззрѣніе многіе элементы науки своего времени, гдѣ авторитетами были Аристотель, Птолемей и другіе. Мы должны различать истины вѣры, проповѣдуемыя святыми отцами, и пассивно воспринятыя ими данныя современной имъ языческой науки. Подобно этой послѣдней, мы не должны слишкомъ высоко оцѣнивать и науку нашего времени. Исторія науки вовсе не есть прямое поступательное движеніе ко все большему и большему овладѣнію истиной. Священномученикъ близкаго намъ времени о. Павелъ Флоренскій въ своемъ трудѣ «Мнимости въ геометріи» (Москва, «Поморье», 1922) показываетъ, что теорія относительности (1905, 1916) ниспровергаетъ Галилея и Коперника и реабилитируетъ Птолемея (стр. 45 – 53). Въ любомъ случаѣ, для христианина Земля есть «центръ» мірозданія: здѣсь Богъ поселилъ созданнаго Имъ человѣка, и здѣсь Сынъ Божій благоволилъ воплотиться нашего ради спасенія. Церковь не можетъ (т.е. не должна) рекомендовать къ пріятію той или иной научной системы, будь то птолемеева, галилеева, эйнштейнова или какая бы то ни было другая. Если христіанинъ признаетъ вышеозначенныя истины вѣры, для него второстепенны любыя «научныя картины міра», и его задача въ томъ, чтобы онѣ не противорѣчили въ его сознаніи истинамъ вѣры. Такъ же второстепененъ и вопросъ о «милліардахъ» лѣтъ. Главное – не признавать спонтанную эволюцію міра и исповѣдывать, что въ каждомъ «днѣ» творенія (какъ бы кто ни понималъ продолжительность этого дня), исполнялось новое творческое повелѣніе Бога. «Согласіе отцевъ» (латинское consensus patrum) означаетъ ихъ полное согласіе въ главныхъ истинахъ вѣры. Если въ какомъ-то вопросѣ этого согласія нѣтъ, тогда силу имѣетъ согласіе большинства отцовъ, особенно если оно подтверждено постановленіемъ Вселенскаго Собора (напримѣръ, постановленіе V-го Всел. Собора, осуждающее мнѣніе о всеобщемъ спасеніи, раздѣлявшееся святителемъ Григоріемъ Нисскимъ). Прот. В. Асмусъ.
Ответ священника:
Теги: святые, сотворение, мир, философия