Александр 22.12.2023 07:25
Вопрос: В ответе на один из предыдущих вопросов, касающийся богословской тематики, а именно исполнения заповеди «Не убий», были приведены слова Святителя Афанасия Александрийского, который не только оправдывает убийство врага, но и говорит о том, что «убийство неприятелей на войне достойно похвалы». Напомните, а что говорил Христос про отношение к неприятелям или врагам? Он позволял их убивать? Отвечает Настоятель: "Вопрошающій полагаетъ, что лучше понимаетъ заповѣдь, чѣмъ святитель Аѳанасій, чѣмъ сама Церковь, которая санкціонировала посланія святителя съ цитированнымъ высказываніемъ, включивъ его въ Книгу своихъ Правилъ. Такое отношеніе къ церковнымъ авторитетамъ естественно только въ какой-нибудь сектѣ вродѣ толстовцевъ, гдѣ не признаютъ никакихъ авторитетовъ и дѣлаютъ съ Св. Писаніемъ что хотятъ. Вѣрующій долженъ понимать, что толкователь Закона - не онъ, но Самъ Законодатель. Въ книгѣ Второзаконіе гдѣ въ 5 главѣ изложены 10 заповѣдей, въ главѣ 7-й сказано: «И истребишь всѣ народы, которые Господь, Богъ твой даетъ тебѣ» (ст. 16). Войны были всегда. Но Христосъ говоритъ, что съ Его приходомъ началось особое, болѣе глубокое раздѣленіе: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ» Мѳ. 10, 34; Мр. 14, 43 (ср. Лк. 12, 51). И даже ближайшимъ ученикамъ Своимъ Онъ говоритъ: продай одежду свою и купи мечъ» Лк. 22, 36. Правда, оказалось, что у нихъ уже есть два меча (ст. 38). Еретикъ - не св. Аѳанасій, который какъ православный видитъ вопросъ всесторонне, еретикъ - тотъ, кто свое узкое, одностороннее видѣніе объявляетъ единственно возможнымъ и всѣхъ инакомыслящихъ зачисляетъ въ еретики".
Получается есть исключения из заповеди «Не убий»? Или святитель, санкционируя и даже одобряя убийство неприятеля, вольно трактует заповеди, по сути впадая в ересь?
Ответ священника: