Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Вопросы священнику

аборт  автомобиль  ад  азарт  акафист  антиминс  апокалипсис  
артос  архив  архитектура  аскеза  астрология  атеизм  афон  
бабушка  безделье  беседы  бизнес  благоговение  благодарность  благочестие  
близкие  бог  богословие  богослужение  болезнь  брак  венчание  
вера  ветхий  вещи  византийский  вино  власть  влюбленность  
внешность  война  волонтеры  воскресение  воскресенье  воскресная школа  воспитание  
восприемник  воцерковление  вселенная  встречи  гадание  гордость  грех  
грехи  деньги  десятина  дети  дни  доверие  долги  
дом  друзья  духовенство  духовник  душа  евангелие  ереси  
ересь  жена  женщины  жертва  животные  жизнь  жития  
забота  зависимость  замужество  записки  заповеди  заповедь  зарплата  
злоба  иконы  имена  именины  имя  инославие  инославные  
ипостась  искушения  ислам  исповедь  истерика  йога  карты  
катехизация  католичество  кино  кладбище  клятва  колдовство  контакты  
коронавирус  кот  кофе  кошмары  крест  крестные  крещение  
кровь  лечение  литература  литургия  ложь  лукавство  любовь  
медитация  менструации  милостыня  мир  мобилизация  могилы  молебен  
молитва  молодежь  монастырь  монашество  монофизиты  мораль  мощи  
муж  мусульманин  награды  надежда  неделя  некрещеные  обет  
обида  обручение  общение  община  одежда  одиночество  освящение  
осквернение  осуждение  отдание  отношения  отпевание  отречение  паломничество  
панихида  патриарх  пение  переводы  печаль  писание  платок  
подарки  подготовка  подчинение  пожертвования  покаяние  поклоны  помазание  
поминовение  помыслы  послушание  пост  похороны  правила  правило  
право  православие  праздники  праздность  преждеосвященная  прелесть  прелюбодеяние  
престол  приход  причастие  проблемы  проклятия  проповедь  проскомидия  
прощение  псалтирь  психология  пьянство  раб  работа  радость  
развод  раздражение  рай  раскол  расписание  родители  рождество  
россия  ростовщичество  рыбки  сайт  самоубийство  свекровь  свечи  
свобода  святой  святость  святые  святыня  священник  семья  
символ  скандал  славословие  слезы  служение  смерть  смирение  
сны  соборование  соборы  совершенство  сорокоуст  соседи  сотворение  
спасение  ссора  ссоры  старость  страна  страсть  страх  
суд  судьба  суеверия  счастье  таинства  талант  татуировка  
творение  тексты  терпение  толкования  тревожность  труд  тщеславие  
убийство  уныние  усопшие  успех  усталость  учеба  феминизм  
физика  философия  форма  франция  хобби  храм  христос  
хула  церковно-славянский  чтение  чудо  школа  шутка  энциклопедия  
эпидемия  юмор  язык  

Задать новый вопрос


Алексей 27.12.2019 17:04
Вопрос: Будем прелюбодействовать или икономия Церкви покроет?..
Такая ситуация, что познакомился в интернете с девушкой, которая была замужем за батюшкой. Она говорит, что с батюшкой они прожили как брат и сестра, т.е. без интимной близости, 8 лет. После того, как они женились, батюшка спустя какое-то время захотел развода. Сами они живут в селе, там у батюшки приход, но батюшка еще ездит преподавать в духовное училище в город. С матушкой они практически не виделись, ей хотелось какого-то внимания, объясняет, что всегда была одна. Говорит, что батюшка ей даже и не звонил, не интересовался ею, не спрашивал как у неё дела. Батюшка сказал, что я даю тебе деньги и делай что хочешь. Говорил, что она напрягает его. Как она объяснила, батюшке проще быть одному, он и в монастырь все хочет уйти. Но она думает, что он все-таки не сможет уйти в монастырь, так как ему очень нравится преподавать и он очень любит общение с людьми. Он даже признался, что если бы не выезжал в город, то не смог бы так долго находиться в селе. Батюшка был у духовника Киево-Печерской Лавры у о. Нектария, спрашивал о разводе, на что о. Нектарий ему ответил, что да, нужно развестись, иначе погубите друг друга. Будучи молоды, они взяли на себя ношу жить как брат и сестра без благословения. Сама матушка не хотела развода, много плакала, полгода находилась в истерике, не знала, что ей делать, но поняла, что придётся разводиться, батюшка хотел жить один, ему хотелось свободы, как она говорит, и в итоге они развелись. Батюшка ей сказал, чтобы выходила замуж, что она может вступать в брак по первому чину, потому-что в чине венчания берётся благословение на рождение детей и там все молитвы только на этом и основаны, а у них этого не было т.к. жили как брат и сестра. Она рассказывала, что у кого из духовных лиц не спрашивали по поводу её повторного брака, все отвечали, что ей можно создавать новую семью. Кстати, батюшка уже принял постриг и стал монахом, он дальше преподает в училище и живет в келье при данном заведении. Но меня терзает сомнение, что это не по Евангелию будет жениться на ней. Ведь в Евангелии черным по-белому написано, что кто женится на разведённой, тот прелюбодействует. И я ей говорю, что православие это и строго, это крест нести. Что не все так просто. На что она мне ответила, что Господь говорит милости хочу, а не жертвы, Бог не тиран какой-то. да, крест, но всё должно быть с рассуждением. Без рассуждения и добро получается зло. А что Вы можете сказать по данной ситуации, можно жениться на этой девушке или нет? Ведь, наверное, хоть и разведены они, но все-равно остаются мужем и женой, не взирая на то, что они жили как брат и сестра, и что батюшка уже монах, что скажете? "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" Мф 5:32.


Ответ священника:

Прежде всего нужно уяснить понятіе брака. Церковное благословеніе брака – это еще не самъ бракъ. Священникъ – «точію свидѣтель», но не тайносовершитель. Таинство брака совершаютъ сами супруги въ своемъ хожденіи предъ Богомъ въ любви и вѣрности, въ благословенномъ рожденіи и воспитаніи дѣтей. Въ Кормчей книгѣ бракъ опредѣляется не только какъ «общность всей жизни», но и какъ «мужеви и женѣ сочетаніе», - по гречески «συνάφεια», т. е. половой союзъ, единство плоти мужа и жены: «и будете оба въ плоть едину, якоже ктому нѣста два, но плоть едина» (Матѳ. XIX. 5-6). Въ молитвахъ вѣнчанія сказано, что Христосъ пришелъ на бракъ въ Кану Галилейскую, чтобы показать, что «законное супружество и еже изъ него чадотвореніе» есть Его воля. Когда же вступающіе въ бракъ молодые люди собираются жить «какъ братъ съ сестрой», да еще и не сообщаютъ объ этомъ священнику передъ Вѣнчаніемъ, они согрѣшаютъ предъ Богомъ, предъ Церковію и другъ передъ другомъ. Абсолютно неумѣстны сылки на святыхъ (крайне малочисленныхъ), которые въ бракѣ жили «какъ братъ съ сестрой». Эти примѣры исключительны и не создаютъ никакихъ каноническихъ нормъ.

Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Видишь ли тайну брака? Изъ одного Онъ сдѣлалъ двоихъ, а потомъ изъ двухъ сдѣлалъ и до сихъ поръ дѣлаетъ одного, потому что мужъ и жена – не два человѣка, а одинъ человѣкъ… А какимъ образомъ они бываютъ въ плоть едину? Все равно, какъ если бы ты отдѣлилъ чистое золото и смѣшалъ его съ другимъ золотомъ, и здѣсь происходитъ нѣчто подобное: жена принимаетъ плодотворное вещество въ то самое мгновеніе, какъ жаръ наслажденія приводитъ его какъ бы въ расплавленное состояніе, и, принявъ, питаетъ и согрѣваетъ его, привноситъ къ нему и со своей стороны, что нужно, и производитъ человѣка! … Это единство происходитъ отъ совокупленія, которое соединяетъ и смѣшиваетъ тѣла обоихъ. … Знаю, что многіе стыдятся того, о чемъ я говорю… Что за стыдъ – дѣло честное? Зачемъ краснѣть отъ того, что чисто?» (Бесѣда 12я на посланіе къ Колоссянамъ). Ясно видно, что таинственная сущность брака для Златоуста тѣсно связана съ тѣлеснымъ соединеніемъ супруговъ.

Помимо сказаннаго, въ разсматриваемомъ случаѣ явно моральное насиліе, принужденіе въ отношеніи жены, навязываніе ей такой формы сожитія, которая не похожа на полноцѣнный бракъ; такое навязанное сожитіе, какъ правило, невыносимо для одной изъ сторонъ и таитъ въ себѣ опасность грѣха прелюбодѣянія, - вспомнимъ слова ап. Павла: «во избѣжаніе блуда, каждый имѣй свою жену, и каждая имѣй своего мужа» (1 Кор. VII. 2). Выводъ: здѣсь вообще неумѣстно говорить о разводѣ. Ratum, sed non consummatum – заключенный, но не осуществленный бракъ признается недѣйствительнымъ. Если отсутствуетъ бракъ фактически, онъ не существуетъ и юридически. Христосъ Спаситель, говоря о разводѣ, имѣетъ въ виду браки реальные, а не фиктивные.

Теги: брак, развод, прелюбодеяние

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2024 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.