Лариса 05.07.2024 02:57
Вопрос: Здравствуйте! Почему считается грехом самоубийство, если святая Пелагея выбросилась из окна?
Ответ священника:
Здравствуйте! Самоубийство считается грехом, потому что это нарушение заповеди "не убий". В то же время, эту заповедь по чрезвычайным обстоятельствам приходится нарушать, например - врачу, который установил у женщины внематочную беременность и вынужден сделать аборт (т.е. совершить убийство), - иначе погибнет и эмбрион, и мать. Случай Пелагии - не уникальный, в святцах есть подобные истории святых женщин, которые во избежание надругательства со стороны гонителей, самоубивались (свв. Вероника, Домнина и Просдока). Самоубийство не было их "самоцелью", как и в примере врача - аборт. Они были поставлены перед выбором - быть изнасилованными и все равно убитыми за веру, или - избежать выбранным ими способом безчестия. Таким образом, эти исключительные, чрезвычайные случаи нарушения заповеди "не убий" ни в коем случае не могут быть оправданием умышленно и свободно выбранного пути действовать в нарушение этой важнейшей заповеди.
Теги: святые, аборт, самоубийство, убийство
Александр 22.12.2023 07:25
Вопрос: В ответе на один из предыдущих вопросов, касающийся богословской тематики, а именно исполнения заповеди «Не убий», были приведены слова Святителя Афанасия Александрийского, который не только оправдывает убийство врага, но и говорит о том, что «убийство неприятелей на войне достойно похвалы». Напомните, а что говорил Христос про отношение к неприятелям или врагам? Он позволял их убивать? Отвечает Настоятель: "Вопрошающій полагаетъ, что лучше понимаетъ заповѣдь, чѣмъ святитель Аѳанасій, чѣмъ сама Церковь, которая санкціонировала посланія святителя съ цитированнымъ высказываніемъ, включивъ его въ Книгу своихъ Правилъ. Такое отношеніе къ церковнымъ авторитетамъ естественно только въ какой-нибудь сектѣ вродѣ толстовцевъ, гдѣ не признаютъ никакихъ авторитетовъ и дѣлаютъ съ Св. Писаніемъ что хотятъ. Вѣрующій долженъ понимать, что толкователь Закона - не онъ, но Самъ Законодатель. Въ книгѣ Второзаконіе гдѣ въ 5 главѣ изложены 10 заповѣдей, въ главѣ 7-й сказано: «И истребишь всѣ народы, которые Господь, Богъ твой даетъ тебѣ» (ст. 16). Войны были всегда. Но Христосъ говоритъ, что съ Его приходомъ началось особое, болѣе глубокое раздѣленіе: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ» Мѳ. 10, 34; Мр. 14, 43 (ср. Лк. 12, 51). И даже ближайшимъ ученикамъ Своимъ Онъ говоритъ: продай одежду свою и купи мечъ» Лк. 22, 36. Правда, оказалось, что у нихъ уже есть два меча (ст. 38). Еретикъ - не св. Аѳанасій, который какъ православный видитъ вопросъ всесторонне, еретикъ - тотъ, кто свое узкое, одностороннее видѣніе объявляетъ единственно возможнымъ и всѣхъ инакомыслящихъ зачисляетъ въ еретики".
Получается есть исключения из заповеди «Не убий»? Или святитель, санкционируя и даже одобряя убийство неприятеля, вольно трактует заповеди, по сути впадая в ересь?
Ответ священника:
Теги: ересь, мир, война, убийство, заповедь
Зоя 06.12.2023 15:06
Вопрос: На какой срок в православии приостановлена завповедь "Не убий"? Какими текстами Бибилии и Евагели обоснована данная приостановка? Правильно ли я понимаю, что в настоящее время не являтся грехом убийство: атеистов, саанистов, представителей иных верисповеданий и предствителей некоторых неправильных национальностей? Где в Бибилии либо в Евнгелии можно ознакомиться с подробным списоком лиц, в отношении которых в настоящее время не действует заповедь "не убий"! Буду благодарна за разъяснение!
Ответ священника:
Конечно, нет никаких списков, и заповеди никто никогда не "приостанавливает". Эта заповедь касается индивидуального выбора каждого человека. Вместе с тем, власть над жизнью человека имеет государство, которое порой прибегает к очень горькой необходимости казнить, но - обоснованно, с точки зрения общественной безопасности, "семь раз отмерив", так сказать. Святитель Афанасий Александрийский писал: "О том, что происходит в жизни, найдем различия, зависящие от обстоятельств. Например, убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы, почему отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, им воздвигают памятники, которые возвещают об их заслугах. Так одно и то же в каком-то случае и в какое-то время непозволительно, а в каком-то случае, когда оказывается благовременным, позволяется и не воспрещается".