Ирина 20.10.2021 15:08
Вопрос: Добрый день! Читала, что по Воскресным и Праздничным дням в Храме не положено совершать земные поклоны. В другом месте читала, что если не знаешь, когда и какие уместны поклоны - смотри на священнослужителей и делай как они. Заметила,что в воскресные дни некоторые молитвы священники совершают, стоя на коленях, и часть прихожан - тоже встают на колени. Уместно ли это (прихожанам) или всё-таки в Воскресенье следует в Храме воздержаться от земных поклонов? А во время пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа? Простите, если что-то в вопросе вам показалось сумбурным или неуместным
О земныхъ поклонахъ въ воскресенье и во дни Пятидесятницы Правило 20 I-го Вселенскаго Собора (Никея, 325 г.) гласитъ: "Понеже суть нѣкоторые преклоняющіе колѣна въ День Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносятъ молитвы Богу". Сіе установленіе – древнее, но не изначальное. Св. Ап. Павелъ преклонялъ колѣна въ дни Пятидесятницы (50 дней между Пасхою и Пятидесятницей). Спѣша прибыть во Іерусалимъ ко дню Пятидесятницы (Дѣян. 20, 16), Павелъ, молясь въ Милитѣ, "преклонилъ колѣна" (Дѣян. 20, 36). Вскорѣ по пути въ Іерусалимъ, въ Тирѣ мѣстные христіане, провожая Павла, вмѣстѣ съ нимъ "преклонивъ колѣна, помолились" (Дѣян. 21, 5). Авторитетный канонистъ преп. Никодимъ Святогорецъ "легко" разрѣшаетъ эту дилемму: "устройство Церкви тогда еще не было упорядочено и находилось какъ бы во младенчествѣ, потому что тогда только закладывались самыя основанія и въ Церкви еще не утвердились ни совершенство, ни строгая точность". Шестой Вселенскій Соборъ (Трулльскій, 691-692 гг.) въ своемъ 90-мъ Правилѣ повторилъ указаніе не совершать колѣнопреклоненій въ дни воскресные, не упомянувъ при этомъ о періоде Пятидесятницы. О преданіи не преклонять колѣнъ въ воскресный день упоминаетъ въ своемъ 15-мъ Правилѣ св. свщмч. Петръ Александрійскій (+ 311), ничего не сказавъ о дняхъ Пятидесятницы. Но свт. Василий Великий (+ 379) въ своемъ 91-мъ Правилѣ говоритъ о непреклоненіи коленъ и въ воскресенье и въ дни Пятидесятницы какъ о неписанномъ преданіи. Какъ видимъ, всѣ эти правила провозглашены не ранѣе IV-го вѣка. Но чтобы исторически ихъ понять, нужно заглянуть и въ болѣе раннее время. Въ литературѣ сложился стереотипъ: богослуженѣ первыхъ трехъ вѣковъ мало общаго имѣетъ съ эпохой послѣ кончанія гоненій уже по самымъ внѣшнимъ условіямъ, въ какихъ существовала Церковь: въ эти двѣ диаметрально противоположныя эпохи. Такое мнѣніе – предельное упрощеніе. Эпоха гоненій не была однородной. были императоры-гонители, но были и такіе, которые относились къ Церкви равнодушно и спокойно. Самый страшный гонитель Діоклетіанъ 19 лѣтъ, почти все время своего правленія, былъ настолько равнодушенъ и терпимъ къ христіанству, что прямо противъ его резиденціи въ Никомидіи возвышалась огромная церковь, которая вмѣщала чуть ли не тысячи людей. Литургія совершалась вовсе не только по воскресеньямъ. Въ дни памяти мучениковъ она совершалась неукоснительно. Въ церкви всегда толпились вѣрующіе. Они приходили помолиться утромъ или вечеромъ, обсудить съ Епископомъ свои духовныя проблемы. При постоянномъ посѣщении церкви народомъ Божіимъ явилась потребность выделить литургически воскресный день, показать его праздничность и даже – эсхатологичность. Земной поклонъ символизируетъ грѣховное паденіе и возстание благодатью Божией. Отсутствіе земныхъ поклоновъ символизируетъ спасенность въ жизни будущаго вѣка. Теперь посмотримъ на нашу жизнь. Она сильно отличается отъ жизни монастырской, гдѣ всѣ насельники обязаны ежедневно присутствовать на утреннемъ и вечернемъ богослуженіи. Она отличается и отъ жизни мірянъ патріархальнаго Средневѣковья, когда міряне несмотря на всю свою погруженность въ житейскія попеченія урывали на недѣлѣ время для посѣщенія церкви или же у себя дома совершали молитвенныя правила, мало отличавшіяся отъ утрень и вечеренъ въ храмѣ со всѣми уставными особенностями, въ томъ числѣ съ уставными поклонами. Сегодняшній человѣкъ радъ, когда попадетъ на воскресную литургію, и хочетъ выразить всѣ свои чувства – и радость о Воскресеніи Христовомъ, и благодарность о спасеніи, которую мы выражаемъ въ томъ числѣ и земными поклонами. Поэтому Священноначаліе послѣднихъ вѣковъ открыло возможность для совершенія земныхъ поклоновъ въ дни, когда они не совершались. Въ чине молебна на Новый Годъ (по старому календарю онъ приходился на Святки, когда колѣнопреклоненія отмѣнялись) положено колѣнопреклонная молитва. То же самое въ благодарственномъ молебнѣ объ "избавленіи Церкве и Державы Россійскія отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языкъ" въ 1812 г., каковой молебенъ совершался въ первый день Рождества Христова, когда земные поклоны не положены. Самъ преп. Никодимъ Святогорецъ, большой ревнитель соблюденія указанныхъ правилъ, ограничиваетъ ихъ примѣненіе: "настоящее правило [20-е I Всел Соб.] не говоритъ о техъ колѣнопреклоненіяхъ, которые мы обычно называемъ великими поклонами и которыя въ собств. смыслѣ называются припаданіями (такіе поклоны, когда они совершаются, напримѣръ, ради цѣлованія святыхъ иконъ, а главнымъ образомъ – ради Страшныхъ Таинъ, не запрещаются въ воскресенье и въ теченіе всей Пятидесятницы)". Нельзя сказать, что всѣ эти данныя Преданія вполнѣ однозначны. Поэтому мы, будучи свободны выбирать тотъ или иной способъ примѣненія указанныхъ Правилъ, начиная съ строжайшаго и точнѣйшаго ихъ исполненія, не погрѣшимъ, если будемъ руководствоваться всеобдержной практикой, которая представляется вхъ такомъ видѣ: строгое соблюденіе древнихъ правилъ въ дни Пятидесятницы (отъ Св. Пасхи до Св. Троицы), а также на Святкахъ (отъ Рождества Христова до Богоявленія) и допущеніе земныхъ поклоновъ (особенно "ради Страшныхъ Таинъ") въ воскресные дни внѣ указанныхъ двухъ періодов церковнаго года. Съ уваженіемъ, прот. В. Асмусъ.
Ответ священника:
Теги: храм, богослужение, воскресение, поклоны