Олег житель Брянска ,железнодорожник 22.01.2024 11:02
Вопрос: 2 года назад я был на утренней молитве и услышал 3-х певчих. Был под таким впечатлением, что забыл даже узнать как найти и прослушать такие песнопения, помню что перед ними приезжали греки я был на Афоне и слышал греческий распев но чтобы так на славянском можно было распеваться. И вот время столько прошло а я все не могу этого забыть, Помогите разыскать записи этих чудестных голосов. Благодарь ,прихожанин Олег...
Ответ священника:
Олег, возможно, Вы попали на службу, где пели псалты из московской школы византийского церковного пения "Псалтика". Вот их адрес в сети: схолионпсалтикис.рф
Теги: богослужение, пение, византийский
Лев 02.08.2023 07:42
Вопрос: Добрый день! Добрый день! "Неделя" (день неделания) = воскресенье. "Седмица" (семидневие) = последовательность 7ми дней. В богослужении устроено так, что очередная "седмица" начинается в "неделю", или, переводя на наш язык, - та последовательность, которую мы называем "неделей", начинается с воскресенья, как своего первого дня (а не с понедельника). Посмотрите например на "Светлую седмицу": она начинается в воскресный день Пасхи и заканчивается на свой седьмой день, - "Светлую субботу". Следующий день называется "Неделя Антипасхи" (воскресный день), который открывает "седмицу Антипасхи" (так в богослужебных книгах, я не придумываю)). Кстати, у греков до сих пор дни названы так: воскресенье - "кириаки", т.е. "Господень день"; следующий день (наш понедельник) - "девтера", т.е. буквально "второй день"; следующий день (наш вторник) - "трити", т.е. "третий день" и т.д., - то есть, греки до сих пор помнят, что "семидневие" начинается воскресным днем, вот такое богословие дней недели.
Объясните, пожалуйста, разницу между понятиями "неделя" и "седмица". Почему неделя начинается с Воскресенья, а седмица - с понедельника?
Спасибо за ответ.
Ответ священника:
Теги: богослужение, дни, неделя, воскресенье
Ирина 20.10.2021 15:08
Вопрос: Добрый день! Читала, что по Воскресным и Праздничным дням в Храме не положено совершать земные поклоны. В другом месте читала, что если не знаешь, когда и какие уместны поклоны - смотри на священнослужителей и делай как они. Заметила,что в воскресные дни некоторые молитвы священники совершают, стоя на коленях, и часть прихожан - тоже встают на колени. Уместно ли это (прихожанам) или всё-таки в Воскресенье следует в Храме воздержаться от земных поклонов? А во время пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа? Простите, если что-то в вопросе вам показалось сумбурным или неуместным
О земныхъ поклонахъ въ воскресенье и во дни Пятидесятницы Правило 20 I-го Вселенскаго Собора (Никея, 325 г.) гласитъ: "Понеже суть нѣкоторые преклоняющіе колѣна въ День Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносятъ молитвы Богу". Сіе установленіе – древнее, но не изначальное. Св. Ап. Павелъ преклонялъ колѣна въ дни Пятидесятницы (50 дней между Пасхою и Пятидесятницей). Спѣша прибыть во Іерусалимъ ко дню Пятидесятницы (Дѣян. 20, 16), Павелъ, молясь въ Милитѣ, "преклонилъ колѣна" (Дѣян. 20, 36). Вскорѣ по пути въ Іерусалимъ, въ Тирѣ мѣстные христіане, провожая Павла, вмѣстѣ съ нимъ "преклонивъ колѣна, помолились" (Дѣян. 21, 5). Авторитетный канонистъ преп. Никодимъ Святогорецъ "легко" разрѣшаетъ эту дилемму: "устройство Церкви тогда еще не было упорядочено и находилось какъ бы во младенчествѣ, потому что тогда только закладывались самыя основанія и въ Церкви еще не утвердились ни совершенство, ни строгая точность". Шестой Вселенскій Соборъ (Трулльскій, 691-692 гг.) въ своемъ 90-мъ Правилѣ повторилъ указаніе не совершать колѣнопреклоненій въ дни воскресные, не упомянувъ при этомъ о періоде Пятидесятницы. О преданіи не преклонять колѣнъ въ воскресный день упоминаетъ въ своемъ 15-мъ Правилѣ св. свщмч. Петръ Александрійскій (+ 311), ничего не сказавъ о дняхъ Пятидесятницы. Но свт. Василий Великий (+ 379) въ своемъ 91-мъ Правилѣ говоритъ о непреклоненіи коленъ и въ воскресенье и въ дни Пятидесятницы какъ о неписанномъ преданіи. Какъ видимъ, всѣ эти правила провозглашены не ранѣе IV-го вѣка. Но чтобы исторически ихъ понять, нужно заглянуть и въ болѣе раннее время. Въ литературѣ сложился стереотипъ: богослуженіе первыхъ трехъ вѣковъ мало общаго имѣетъ съ эпохой послѣ окончанія гоненій уже по самымъ внѣшнимъ условіямъ, въ какихъ существовала Церковь: въ эти двѣ діаметрально противоположныя эпохи. Такое мнѣніе – предельное упрощеніе. Эпоха гоненій не была однородной. Были императоры-гонители, но были и такіе, которые относились къ Церкви равнодушно и спокойно. Самый страшный гонитель Діоклетіанъ 19 лѣтъ, почти все время своего правленія, былъ настолько равнодушенъ и терпимъ къ христіанству, что прямо противъ его резиденціи въ Никомидіи возвышалась огромная церковь, которая вмѣщала чуть ли не тысячи людей. Литургія совершалась вовсе не только по воскресеньямъ. Въ дни памяти мучениковъ она совершалась неукоснительно. Въ церкви всегда толпились вѣрующіе. Они приходили помолиться утромъ или вечеромъ, обсудить съ Епископомъ свои духовныя проблемы. При постоянномъ посѣщении церкви народомъ Божіимъ явилась потребность выделить литургически воскресный день, показать его праздничность и даже – эсхатологичность. Земной поклонъ символизируетъ грѣховное паденіе и возстание благодатью Божией. Отсутствіе земныхъ поклоновъ символизируетъ спасенность въ жизни будущаго вѣка. Теперь посмотримъ на нашу жизнь. Она сильно отличается отъ жизни монастырской, гдѣ всѣ насельники обязаны ежедневно присутствовать на утреннемъ и вечернемъ богослуженіи. Она отличается и отъ жизни мірянъ патріархальнаго Средневѣковья, когда міряне несмотря на всю свою погруженность въ житейскія попеченія урывали на недѣлѣ время для посѣщенія церкви или же у себя дома совершали молитвенныя правила, мало отличавшіяся отъ утрень и вечеренъ въ храмѣ со всѣми уставными особенностями, въ томъ числѣ съ уставными поклонами. Сегодняшній человѣкъ радъ, когда попадетъ на воскресную литургію, и хочетъ выразить всѣ свои чувства – и радость о Воскресеніи Христовомъ, и благодарность о спасеніи, которую мы выражаемъ въ томъ числѣ и земными поклонами. Поэтому Священноначаліе послѣднихъ вѣковъ открыло возможность для совершенія земныхъ поклоновъ въ дни, когда они не совершались. Въ чине молебна на Новый Годъ (по старому календарю онъ приходился на Святки, когда колѣнопреклоненія отмѣнялись) положено колѣнопреклонная молитва. То же самое въ благодарственномъ молебнѣ объ "избавленіи Церкве и Державы Россійскія отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языкъ" въ 1812 г., каковой молебенъ совершался въ первый день Рождества Христова, когда земные поклоны не положены. Самъ преп. Никодимъ Святогорецъ, большой ревнитель соблюденія указанныхъ правилъ, ограничиваетъ ихъ примѣненіе: "настоящее правило [20-е I Всел Соб.] не говоритъ о техъ колѣнопреклоненіяхъ, которые мы обычно называемъ великими поклонами и которыя въ собств. смыслѣ называются припаданіями (такіе поклоны, когда они совершаются, напримѣръ, ради цѣлованія святыхъ иконъ, а главнымъ образомъ – ради Страшныхъ Таинъ, не запрещаются въ воскресенье и въ теченіе всей Пятидесятницы)". Нельзя сказать, что всѣ эти данныя Преданія вполнѣ однозначны. Поэтому мы, будучи свободны выбирать тотъ или иной способъ примѣненія указанныхъ Правилъ, начиная съ строжайшаго и точнѣйшаго ихъ исполненія, не погрѣшимъ, если будемъ руководствоваться всеобдержной практикой, которая представляется вхъ такомъ видѣ: строгое соблюденіе древнихъ правилъ въ дни Пятидесятницы (отъ Св. Пасхи до Св. Троицы), а также на Святкахъ (отъ Рождества Христова до Богоявленія) и допущеніе земныхъ поклоновъ (особенно "ради Страшныхъ Таинъ") въ воскресные дни внѣ указанныхъ двухъ періодов церковнаго года. Съ уваженіемъ, прот. В. Асмусъ.
Ответ священника:
Теги: храм, богослужение, воскресение, поклоны
Екатерина 05.09.2019 12:53
Вопрос: Здравствуйте.Позвольте задать ряд вопросов об общине.
1) Существуют ли в наше время общины? Возможно ли вообще существование общины сейчас?
2) На каких принципах основана община? Какие у нее задачи и возможности?
3) Полномочна ли община отменить (упразднить в данном каком-то храме или просить об упразднении), например, Чин Прощения?
Спаси Господи.
Ответ священника:
Здравствуйте. Есть объективныя соціологическія закономѣрности, которыя затрудняютъ формированіе общинъ въ большихъ городскихъ церквахъ. Главная – многолюдство. Въ маленькихъ деревенскихъ приходахъ создавать общину гораздо легче. Въ жизни общины очень важны любовь и взаимопомощь. Но также необходимо послушаніе священнику, который возглавляетъ общину. Община – малая часть Церкви Христовой. Община должна дорожить собой какъ осуществленіемъ Церкви Вселенской въ масштабѣ обозримаго общества вѣрующихъ, гдѣ всѣ знаютъ и любятъ другъ друга, поддерживаютъ въ себѣ и въ другихъ духъ Св. Православія. Чинъ Прощенія принятъ (съ мѣстными особенностями) во всемъ православномъ мірѣ, эта служба переживается молящимися съ глубокимъ умиленіемъ, со слезами. Не понимаю, отчего могла прійти мысль объ упраздненіи или отмѣнѣ этого чина. Само появленіе этой мысли говоритъ о томъ, что вопрошающій еще далекъ отъ общиннаго духа. -- прот. В. Асмусъ.
Теги: богослужение, община
Александр 14.12.2018 14:21
Вопрос: отец Дмитрий, подскажите, моление о Чаше в Гефсиманском садув какой день недели было? В четверг после Тайной Вечери? И какое богослужени Страстной Седмицы ему соответствует? Простите за плохое знание Евангельских событий! С уважением.
Ответ священника:
Александр, события в Гефсиманском саду произошли в ночь с четверга на пятницу. Эти события Вспоминаются на богослужении утрени Великой Пятницы (на которой читаются 12 Евангелий Страстей Христовых), а утреня служится по уставу в первом часу ночи.
Теги: богослужение
Татьяна 13.02.2018 18:40
Вопрос: о. Димитрий, что такое "чин освящение Сретенских свечей"?
Ответ священника:
Татьяна, это - западный богослужебный обычай, связанный с обязательными внехрамовыми шествиями со свечами в день Сретения. В наш Требник он попал в XVII веке благодаря Киевскому святителю Петру Могиле, занимавшемуся переводами разных неизвестных на Руси римо-католических чинопоследований. В нашей литургической практике чин освящения сретенских свечей не имеет реального значения и смысла.
Теги: богослужение, свечи
Ирина 20.01.2018 17:26
Вопрос: Отец Дмитрий. не понятно, почему святки празднуютя не до отдания праздника Крещения и Богоявления? Получается куцо, а ведь ещё неделю попразднства с упоением поём тропарь:"Во Иордане..."
Простите!)))
Ответ священника:
Если под Святками понимать сплошные мясные разговены, то да, вы правы. Но все-таки, праздничность праздника определяется как раз не этими вторичными деталями, а именно тем, что мы поем в эти дни. Значит, пока мы поем Крещенские песнопения, как вы правильно заметили, мы празднуем Святки, - как раз до отдания.
Теги: пост, богослужение
Людмила 09.01.2018 21:05
Вопрос: Здравствуйте, батюшка. Разъясните, пожалуйста, зачем возглашают "вечную память" усопшему? Этот мир не вечен, а у Господа итак никто не может быть забыт! Это так принято для родственников?
Благодарю.
Ответ священника:
Здравствуйте, Людмила! Наверное, тут надо вспомнить страшные слова Христа: "не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13. 27). Господь всех помнит и все видит; но от тех, кто Его не принял в своей земной жизни, Он как бы "отказывается": не знаю вас... И вот мы, тревожась за своих усопших, просим Его утвердить их в своей Божественной вечной памяти.
Теги: богослужение, усопшие
Елена 16.11.2016 23:07
Вопрос: Здравствуйте! По какому адресу находится храм Святой Троицы при МГОУ, на сайте не нашла информацию. Спасибо.
Ответ священника:
Елена, адрес такой: улица Радио, дом 10а. По всем вопросам Вы можете обращаться к отцу Федору, который там служит по четвергам: 8-963-770-77-67.
Теги: храм, богослужение