Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Проповедь в Неделю вторую по Пасхе

Назад к новостям


Воспоминание уверения апостола Фомы.

Прослушать проповедь можно здесь

Христос воскресе? – Воистину воскресе! В этом и убедился сегодня апостол Фома. В народе апостола Фому назвают "неверующим". Однако в богослужебных текстах мы называем его "добрым неверующим". У него было доброе неверие; значит, бывает неверие доброе и злое. Почему неверие Фомы доброе, в чем признаки доброго неверия? Со злым неверием все понятно, с ним мы встречаемся каждый день, на работе, видим его среди наших друзей, да и наши мысли злобствуют, отрицая Христово воскресение. Доброе неверие Фомы в сущности заключается в том, что он был человек искренний, сердечный, горячий. И если мы вспомним, что он говорил накануне, когда Христос шел воскресить Лазаря в Вифанию, когда все прочие Его ученики говорили Ему –«Не ходи Господи, там ищут Тебя убить», - единственным, кто возвысил свой голос, был апостол Фома, который призвал всех друзей трогательными и трагическими словами «Идем и мы и умрем с Ним».

Этот апостол был очень горячим, он искренне любил Христа, он любил Его до такой степени, что не допускал никакого обмана или иллюзии. Его неверие родилось на почве горячей любви, сердечной любви к Богу, сердечной любви к своему Учителю, ко Христу. Он боялся, что объект его любви может кто-то подменить, например воспаленное воображение его друзей. Ради этой-то любви, - простой, искренней, безыскусной, приходит Христос к нему и прочим ученикам в восьмой день вновь тем же образом, как и в день первый. Оно как будто состоит из двух схожих фрагментов. Первый раз Христос пришел "дверем затворенным" со словами "мир вам!", но не было с друзьями Фомы. Ради него Спаситель приходит второй раз тем же образом, - "дверем затворенным", повторяя то, что упустил Фома: "мир вам"! После этого обращается к Фоме, единственному, кто не был свидетелем первого пришествия. Ради такого искреннего неверия, рождающегося от горячей любви, Господь приходит к Фоме. Но не только к нему…

Когда мы были маленькими детьми, верить было легко и просто, - по инерции. Это происходило естественным образом в кругу родителей и родных, которые устраивали быт семьи по- христиански (благо, если это было так, не у все из нас выросли в христианских семьях). Вера деток трогательная, наивная и доверчивая; дети верят в того, в кого верят их родители. Но затем мы вырастаем и внутри нас, особенно в молодом возрасте, начинается трудный и мучительный процесс обретения более глубокой и сознательной веры.

Глубокую веру человек обретает не умом: не только Фома, но каждый христианин должен сподобиться пришествия Христа. Я не говорю о нетварном свете, я не говорю о чудесах, подобных тем, что были в жизни преподобного Сергия Радонежского или преподобного Серафима, которым являлась Матерь Божия.

В нашу жизнь Господь входит как-то более деликатно, тактично, незаметно для окружающих. Для этого от нас требуется только одно: такая же как у Фомы искренность, безыскусность, тяга ко Христу, тяга к общению с Богом и к жизни по вере. Не надо ждать веру, чтобы жить по ней, надо сначала жить по вере, а потом она придет. Такой вот парадокс. Святые отцы говорят - если ты не любишь, живи, как будто любишь, и любовь придет. Если ты жаден, живи, как будто ты щедр, и потихоньку станешь щедрым. Если ты ленив - живи бодро, превосходя свою лень, свою немощь, и бодрость придет к тебе когда–нибудь, рано или поздно, хорошо если рано!

Так же и с верой: если мы начнем жить по вере, вера приходит, точнее, приходит не вера, а сам Христос. Отдай чуть-чуть, может быть даже последнее. Речь идет не только о деньгах, последним может быть и свободное время, и физические силы… И посмотрим, что будет. Скорее всего, появится больше, чем ты отдал: больше времени, сил, больше средств. Постарайся взбодриться, когда немощен. В воскресный день с утра, когда хочется отоспаться после ужасно трудной учебной или рабочей недели, ты приходишь в храм, и все становится на свои места. Голова проясняется, сердце свежеет, в руках и ногах бодрость. Вот это и есть жизнь по вере и посещение Христа, как ее результат.

Падаешь от усталости вечером - помой посуду, отправь жену или маму отдыхать и вот и посмотрим, придет ли Христос. Так или иначе, рано или поздно, Он приходит своей благодатью, обновляющей и освежающей нас, просвещающей нас, делающей нашу жизнь новой. А если мы будем сидеть и ждать: когда я стану щедрым, тогда и буду щедрить, когда я стану бодрым, тогда буду бодриться, когда придет вера внезапно и осенит меня, буду жить по вере и совершать подвиги, - Христос не придет, жизнь так и останется темной, скучной и безблагодатной. Апостол Петр, когда Христос позвал его выйти из лодки и идти к Нему по воде сразу, не ожидая каких-то особенных подтверждений безопасности вышел и пошел, и случился для него неожиданный сюрприз: он пошел по воде… А вот когда он задумался, что под его ногами? - зыбкая стихия! и ветер дует! - вот в это момент он начал тонуть. Дорогие, дела веры должны идти вперед нашего наличного унылого, боязливого, ленивого состояния. Не будем ждать бодрости, будем бодрыми. Не будем ждать веры, будем верными! Да поможет нам всемилостивый Спаситель, приходящий к каждому из нас как некогда к апостолу Фоме и восполняющий своею благодатью скудость нашей веры, любви и бодрости. Аминь.

Протоиерей Димитрий Пашков.

Изображение с сайта www.pravoslavie.by

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2024 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.