Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Настоятель о крещеніи младенцевъ

Назад к новостям


Скажите, нужно ли крестить младенца или, как говорит Алексей Осипов (как будто ссылаясь и на Св. Отцов), принимать Крещение нужно самому, сознательно, в зрелом возрасте? Если можно, объясните, почему так или иначе.

 

Христосъ Спаситель сказалъ на всѣ времена: «Пустите дѣтей и не препятствуйте имъ приходить ко Мнѣ» (Мѳ. 19. 14). Въ первоначальной Церкви часто глава семьи, увѣровавъ, приводилъ къ вѣрѣ и весь домъ свой (Дѣян. 11. 14; 16. 31, 34; 18. 8). Когда св. ап. Павелъ крестилъ Стефановъ домъ (1Кор. 1. 16), нужно ли думать, что онъ крестилъ только взрослыхъ? Съ самыхъ древнихъ временъ мы имѣемъ свидѣтельства о крещеніи маленькихъ дѣтей. Тертулліанъ (ок. 160 – ок. 240) говоритъ о крещеніи младенцевъ какъ о распространенномъ явленіи, хотя и не одобряетъ его. Но его мнѣніе не имѣетъ для насъ непререкаемаго авторитета: Тертулліанъ отпалъ отъ Церкви и былъ Ею осужденъ. А вотъ усердный читатель Тертулліана, св. священномученикъ Кипріанъ Карѳагенскій (ок. 205 – 14. сент. 258) учитъ совсѣмъ по-другому: возражая тѣмъ, кто предпочиталъ крестить младенцевъ на третій день послѣ рожденія, онъ горячо рекомендуетъ крестить въ первый же день. Оригенъ (185 – 253) констатируетъ «церковный обычай» крещенія дѣтей и даетъ ему богословское обоснованіе: «въ беззаконіихъ зачатъ есмь и во грѣсѣхъ роди мя мати моя» (Пс. 50. 7). «Кто бо чистъ будетъ отъ скверны? Никтоже, аще и единъ день житіе его на земли» (Іовъ. 14. 4-5). Эти тексты Писанія говорятъ, что младенцы, не сотворившіе никакого личнаго грѣха, находятся подъ прародительскимъ грѣхомъ; Церковь именно поэтому креститъ ихъ «во оставленіе грѣховъ». «Церковь получила отъ апостоловъ обычай совершать крещеніе даже дѣтей. Тѣ, кому были поручены сокровенныя божественныя таинства, хорошо знали, что всѣ несутъ скверну прародительскаго грѣха, которая должна быть омыта водою и Духомъ». Оригенъ, такимъ образомъ, говоритъ, опираясь на церковное Преданіе. Тѣмъ не менѣе, въ переходномъ IV-мъ вѣкѣ мы видимъ множество людей, крещенныхъ въ сознательномъ возрастѣ. Это объясняется разными причинами, но главная – огромный экстенсивный ростъ Церкви. Яркій примѣръ изъ этого времени – св. равноапостольный царь Константинъ. Будучи человѣкомъ совѣстливымъ, но сознавая, что должность правителя требуетъ иногда примѣненія жестокихъ мѣръ, онъ откладывалъ крещеніе до предсмертной болѣзни, чтобы омыть въ купели крещенія всѣгрѣхи своего правленія. Къ концу IV-го в. христіанизація Римской имперіи въ основномъ завершилась, и соотвѣтственно, крещеніе дѣтей возобладало. Святую обязанность христіанскаго воспитанія дѣтей несравненно легче исполнять подъ сѣнью Церкви, когда ребенокъ причащается святыхъ Христовыхъ Таинъ и проникается благодатью Божіей. Большой грѣхъ родителей – оставить ребенка «въ покоѣ», по принципу «вырастетъ – разберется». Въ нашихъ условіяхъ это значитъ подставить ребенка всевозможнымъ губительнымъ безбожнымъ и безнравственнымъ вліяніямъ. Во времена всенароднаго христіанства крещеніе дѣтей не имѣло альтернативы не только на Востокѣ, но и на Западѣ. Даже въ протестантской Пруссіи, если ребенокъ черезъ 6 недѣль послѣ рожденія оставался некрещеннымъ, отца лишали родительскихъ правъ. Что же до проф. А. И. Осипова, приведенное его мнѣніе составляетъ часть логически цѣльной системы его взглядовъ, каковую нельзя обосновать ни Священнымъ Писаніемъ, ни Священнымъ Преданіемъ Православной Церкви.

Прот. Валентинъ Асмусъ.

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2022 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.