Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Настоятель отвѣчаетъ

Назад к новостям


Вы не могли бы объяснить некоторые молитвы?

 

1. На панихиде там не от лица усопших поется? Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. Это от лица кого поется?

Всякой церковной молитвѣ присущъ широкій объемъ значенія. Заупокойные тропари «Святыхъ ликъ» и «Агнца Божия» говорятъ о молитвенномъучастіи святыхъ въ судьбахъ умершихъ. Объ этомъ говорятъ и всѣ заупокойные каноны, гдѣ въ каждой пѣсни первый тропарь – о заступничествѣ святыхъ и предваряется запѣвомъ «Дивенъ Богъ во святыхъ своихъ…». Указанные тропари звучатъ и отъ лица умершихъ, и отъ нашего лица, поскольку мы думаемъ и о нашей смерти и надѣемся на заступничество святыхъ.

 

2. Про "отчаяние" в молитвах. В утренних: "в отчаянии (ко отчаянию) лежащаго воздвигл мя еси". В каноне ко причастию тоже есть: "отчаяннаго, Боже Спасе наш". Чего ради поется "И спаси Спасе наш люди отчаянныя", и в молитве - "аще вера спасает отчаянныя, се верую...". Ведь мы не должны отчаиваться. Как прилагать к себе понятие "отчаянный"?

Нѣкоторыя недоразумѣнія имѣютъ причиною многозначность греческихъ словъ и, соотвѣтственно, трудность нахожденія славянскаго эквивалента для каждаго изъ значеній этихъ многозначныхъ словъ. Не знаю, какимъ текстомъ пользуетесь Вы. Въ нашемъ оффиціальномъ переводѣ стоитъ: «въ нечаяніи лежащаго…». Въ любомъ случаѣ, молящійся проситъ избавить его отъ нечаянія – отчаянія - ἀπογνώσεως. Въ 8-й пѣсни канона ко Причащенію молящійся проситъ, чтобы Причастіе спасло его отъ отчаянія. По существу, отчаяніе – это 1. отчаянное положеніе, объективно существующее независимо отъ нашего состоянія души (напримѣръ, упованія, отчаянія, легкомысленнаго безразличія…) и 2. состояние души. Христіанинъ во-первыхъ, сознаетъ свое положеніе, въ силу своихъ греховъ, объективно отчаяннымъ, но при этомъ, во-вторыхъ, побораетъ отчаяніе упованіемъ на милость Божію.

 

3. Кондак воскр. глас 6: Что значит "пленил еси ад не искусився от него"? Как можно "искуситься от ада?". "Сретил еси Деву". В каком плане? Понятно, что Дева там была одна, но к чему это здесь поется? Какое было сретение Девы по воскресении?

«Не искусився отъ него» значитъ, что Господь не испыталъ никакого воздѣйствія на Себя ада, но, напротивъ, «плѣнилъ», т.е. побѣдилъ адъ. Упоминаніе Дѣвы – указаніе на величайшее значеніе Богоматери въ дѣлѣ домостроительства Христова на всѣхъ его этапахъ.

 

4. Молитва в каноне Богородице после 6-й песни: Не ввери мя человеческому предстательству... И великим постом подобное есть.

Ввѣряющій себя предстательству Пресв. Богородицы сознаетъ, что Ея защита сильнѣе всякой иной.

 

5. На венчании чего ради царскими венцы венчаются? Почему на браке обычных людей - царские венцы? Какой смысл имеют венцы? И почему такая слава и честь - ведь они ещё не начали брачную жизнь, у них все впереди, а уже такая слава, и честь, и венцы?

Кто сказалъ, что брачующіеся вѣнчаются именно царскими вѣнцами? Геральдика знаетъ вѣнцы императорскіе (= царскіе), королевскіе, герцогскіе, княжескіе, графскіе, баронскіе и нетитулованныхъ дворянъ. На Востокѣ вѣнчаютъ цвѣточными вѣночками, не похожими ни на какую корону. Въ одномъ изъ пѣсопѣній вѣнчанія брачные вѣнцы уподобляются мученическимъ. Упоминаніе въ чинѣ Вѣнчанія Боговѣнчанныхъ Царей говоритъ о томъ, что женихъ и невѣста тоже получили Божіе благословеніе – не на царство, но на бракъ. Въ то же время народъ называлъ жениха и невѣсту княземъ и княгинею. Человѣку напоминается о его царственномъ положеніи въ богозданномъ мірѣ. Царственность человѣка полнѣе всего осуществляется въ бракѣ: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Быт. 1, 28). «Славою и честію вѣнчай ихъ» - молитва. «Слава и честь» - благодатное благословение. Супруги, пріиявшіие это благословеніе, должны тщаться осуществить, актуализировать во всей своей жизни эту «славу и честь».

 

6. Чего ради поется на вечерне Ныне отпущаеши, и что должно чувствовать в этот момент вечерни молящемуся?

День нашей жизни – образъ всей нашей земной жизни отъ начала до конца. Соотвѣтственно вечеръ – образъ заката, конца жизни. Какъ старецъ Симеонъ въ концѣ жизни возблагодарилъ Бога за дарованное всѣмъ людямъ спасеніе, такъ и мы въ концѣ дня благодаримъ Бога за всѣ Его дары и въ этотъ день, и во всѣ прошедшіе дни. Чувствовать нужно то, что дастъ почувствовать благодать Божія при внимательномъ слышаніи Божественнаго слова.

 

7. В стихире Богородице "утроба Моя горит, зряще Твое распятие".

Всѣ стихиры и каноны (въ ихъ греческомъ подлинникѣ) – поэтическія произведенія со всѣми ихъ особенностями, отъ строго соблюдаемаго стихотворнаго размѣра до всевозможныхъ литературныхъ пріемовъ. «Утроба горитъ» - простой, всѣмъ понятный образъ сильнѣйшаго страданія.

 

Просьба ко всѣмъ цитирующимъ литургическіе тексты указывать источникъ. Напримѣръ: Минея, мѣсяцъ, день. Октоихъ, гласъ, день седмицы. Тріодь, седмица, день. Или еще подробнѣе: стихиры на Господи воззвахъ, на стиховнѣ, на хвалитехъ. Каноны, пѣснь… При воспроизведеніи цитатъ на слухъ и на память случаются ошибки. Богослуженіе достойно того, чтобы готовиться къ его воспріятію домашнимъ чтеніемъ. Нужно имѣть дома хотя бы основныя книги – Октоихъ, Праздничную Минею, двѣ Тріоди. Кто регулярно ихъ читаетъ – понимаетъ Богослуженіе все лучше и лучше.

Съ уваженіемъ, прот. В. Асмусъ.

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2024 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.