Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Настоятель отвѣчаетъ

Назад к новостям



Добрый день! Подскажите, батюшка, почему в некоторых молитвословах молитва 4-я Симеона Метафраста "Яко на Страшнем Твоем..." включена в состав Правила ко Святому Причащению, в некоторых - нет, а в некоторых дается ссылка "если благословит духовник"? А также в Каноне ко Причащению обычно три припева и последний "Пресвятая Богородице, спаси нас", а в одном молитвослове мне встретился Канон, где такого припева нет, а есть отдельно "Слава и Ныне". Меня смутила эта разница. Поясните, пожалуйста, разницу.

Ирина.

 

 

Прежде всего, не надо смущаться. Молитвенныя чинопослѣдованія Церкви Христовой, и богослужебныя и домашнія, существуютъ вотъ уже почти 2000 лѣтъ. Это наше великое духовное ібогатство. Конечно, эти чины измѣнялись, и сильно измѣнялись, во времени. Но поражаетъ, съ какой опредѣленностью Церковь, собравшая многія народы, на каждомъ этапе своей исторіи стремилась къ единству всѣхъ народовъ въ молитвѣ, единству не только духовному, но и словесному. Наши молитвы составлены на греческомъ языкѣ, главномъ языкѣ Церкви Христовой. Даже у инославныхъ, въ какой-нибудь, къ примѣру, самой убогой американской баптистской семинаріи, обязательно учатъ греческій – языкъ Новаго Завѣта. Что же до православныхъ народовъ, они, заимствовавъ свое богослуженіе у грековъ, все время свѣряютъ свои переводы (славянскій, грузинскій, арабскій, румынскій и т.д.) съ греческимъ оригиналомъ, стараясь не только улучшить точность перевода, но и привести свои богослужебныя книги и молитвословы въ соотвѣтствіе съ современными греческими изданіями. Именно греки первые въ нач. XIX в. исключили молитву «Яко на Страшнѣмъ Твоемъ…» изъ Послѣдованія ко Св. Причащенію. Въ греческихъ изданіяхъ того времени печатались пространныя объясненія этаго изъятія. Здѣсь минимумъ двѣ причины. Молитва, о которой рѣчь, есть молитва чисто покаянная. О причастіи въ ней вообще ни слова. «У святаго Твоего жертвенника предстоя предъ Тобою» - единственныя слова въ этой пространной молитвѣ, которыя могли бы относиться къ Причащенію, но они слишкомъ неопредѣленны: они могутъ относиться и къ священнику, готовящемуся къ Литургіи (хотя священникъ, совершившій грѣхи, перечисленныя въ этой молитвѣ, долженъ быть немедленно лишенъ сана), и къ человѣку, пришедшему въ церковь помолиться о прощеніи своихъ греховъ.

Преп. Никодимъ Святогорецъ, ломая средневѣовые стереотипы, проповѣдывалъ частое Причащеніе. Таковое ставитъ вопросъ объ отдѣленіи Исповѣди отъ Причащенія. Когла человѣкъ причащается одинъ разъ въ году, онъ проходитъ «генеральную исповѣдь» и психологически затрудняется въ своемъ сознаніи различать два спасительныхъ Таинства: они сливаются въ одно.Но когда человекъ причащается часто, онъ готовится къ Причащенію именно какъ къ Причащенію, хотя ниточка покаянія тянется черезъ все Послѣдованіе къ Причащенію.

Съ другой стороны, и въ наше время есть чистыя души, которыя не только не совершили страшныхъ грѣховъ, перечисленныхъ въ данной молитвѣ, но даже не имеютъ никакого понятія о многихъ изъ нихъ. Это – серьезный аргументъ противъ включенія этой молитвы въ книги «для всѣхъ». Поэтому и духовники не всѣмъ совѣтуютъ ее читать. А въ Россіи и въ XIX, и въ XX вв. нѣкоторые авторитетные іерархи предлагали давать ее въ молитвословахъ въ сокращеніи, удаливъ изъ нея упоминаніе тѣхъ конкретныхъ проявленій грѣха, которое можетъ смутить чистыя, невинныя души (Служебникъ II, М. 1977, С. 576-579).

Что же касается запѣва «Слава, и нынѣ», онъ ставится передъ послѣднимъ, или же двумя послѣдними тропарями пѣсни канона При соединенномъ чтеніи каноновъ къ Причащенію, Спасителю, Божіей Матери и Ангелу Хранителю (эти три канона изъ ежедневнаго монашескаго правила по обычаю читаются вмѣстѣ съ канономъ къ Причащенію) Слава читается передъ предпослѣднимъ, а И нынѣ – передъ послѣднимъ тропаремъ канона Ангелу Хранителю. Если же канонъ къ Причащенію читается отдѣльно, есть основаніе предварять послѣдній тропарь каждой пѣсни припѣвомъ «Слава, и нынѣ».

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2024 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.