Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

В Неделю Мытаря и фарисея

Назад к проповедям


Проповедь свящ.М.Асмуса в неделю Мытаря и фарисея + Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Еще одним важным поучением готовит нас Святая Церковь к наступающему Великому посту, периоду покаяния и исправления: всякий возносящий себя будет смирен Богом, а всякий смиряющий себя будет вознесен Богом. И образ мытаря кающегося и образ фарисея молящегося Богу и благодарящего Его о том, что он не такой, как все другие люди, т.е. превозносящегося даже в самой своей молитве, для нас вполне поучителен. Что бывает труднее всего совершить в жизни? Принести покаяние Богу легко. Есть, конечно, закоснелые грешники, которые не могут переступить через себя и не хотят отказаться от своих закоренелых привычек и, поэтому, не могут сделать этого шага, принести покаяние Богу. Я не говорю про тех людей, чье сердце настолько окаменело, что они забывают Бога или не умеют Бога благодарить за те благодеяния, которые Бог ежедневно посылает всем Своим людям, всему человечеству. Хотя бы просто за то, что дается еще один день жизни. О таких я не говорю. Но такие люди, которые способны принести покаяние, их – большинство. Мы с вами умеем осознавать свои слабости, свои немощи, умеем в них даже каяться, умеем и при желании исправить что-то с помощью Божией, но самое сложное – это смириться пред другими, перед ближними нашими. Вот это бывает в жизни очень сложно. Это – так называемые родственные отношения или же отношения между коллегами на работе или между подчиненными и начальниками. Самые разные человеческие взаимоотношения. И бывает очень сложно смириться перед другим потому, что из нас наружу прет гордыня, которая нам не позволяет счесть себя ниже или недостойнее другого человека. Хотя мы прекрасно осознаем и свои грехи, и свои слабости. Мы можем даже объективно осознавать какие-то достоинства в другом человеке, но внутри нас сидит змей гордости, который изнутри нас съедает и не позволяет нам смириться пред другим человеком, счесть себя недостойнее него, ниже него. Сегодняшняя притча, конечно, не о форме молитвы, не о том, что можно молиться, благодаря Бога за все Его благодеяния или даже за то, что Бог сохранил человека от какого-то греха, а можно смиренно молиться о помиловании. Что плохого в том, что фарисей молится, благодаря Бога за то, что ему удается исполнять Божий закон во всей его полноте? Плохого только одно, что он одновременно с этой благодарностью превозносит себя над другими. Он не говорит: «Господи благодарю Тебя, что я не ворую, что не прелюбодействую, что не убиваю». А говорит: «Благодарю Тебя, что я не такой как те люди, которые это делают». Здесь-то и начинается греховное искривление его молитвы. В нашей жизни есть и всегда должно быть место и для благодарности Богу, и для смиренного покаяния. Но никогда не должно быть места для превозношения себя над другим. Ни в благодарности, ни в смиренном покаянии. Ведь бывает и такое, что каясь и сознавая нашу греховность, мы отдаем себе отчет в том, что есть еще более грешные люди, и если не злорадствуем, то, по крайней мере, утешаемся той мыслью, что мы не такие страшные грешники, как они. А по большому счету перед ними-то нам и надо смириться. Есть и блудники, и блудницы, и воры, и казнокрады, которых мы очень любим обвинять, и прочие всякие грешники, грехи которых вопиют к Небу. Но для нашего спасения, для здоровья нашей души нам нужно ни в коем случае не возноситься над этими грешниками, а лучше за них помолиться, чтобы Господь исправил их, этих закоренелых коррупционеров и казнокрадов, каких-то людей, которые безбожно обманывают других людей и ближних, за людей которые ведут неправедный образ жизни или занимаются злоприобретением. Конечно, мы с вами, те, кто ходит по воскресеньям в церковь, вряд ли относимся к их числу. Вряд ли среди нас стоят закоренелые коррупционеры и казнокрады и какие-то нечестные коммерсанты, которые наживаются на доверчивых покупателях. Но не дай Бог нам превознести себя над этими людьми. И еще от одного фарисейства нам нужно оберегаться: от того, что вот мы тут мол люди верующие, а есть такие среди нас, которые крещеные, а в церковь не ходят, и уж они-то точно хуже нас. Да не будет в нас такого фарисейства. Все люди Божии и, особенно, крещеные находятся на попечении всей Церкви. И мы с вами, составляющие эту Церковь, обязаны за них ходатайствовать перед Богом, если уж у них сложилось так, что они не могут переступить порог храма по каким-то надуманным или иным предлогам. На нас с вами лежит ответственность перед Богом за них, чтобы молится за них, приносить за них бескровную жертву. Именно, они больше всего нуждаются в нашей молитвенной поддержке и заступничестве. Есть еще и усопшие, которые сами за себя уже не могут никаких добрых дел сделать. И мы обязаны за них совершать эти самые добрые дела и приносить евхаристии именно потому, что милости Господь хочет от нас, а не просто какого-то соблюдения обряда. Он хочет, чтобы сердце наше было растоплено жаром любви к ближнему. Любое самопревозношение, любая оценка другого человека ниже себя – это свидетельство отсутствия любви и отсутствия этого жара, который может растопить наше сердце и сделать его поистине Христовым сердцем. Будем, братие и сестры, уже сейчас, готовясь к Великому посту размышлять и пропускать через свое сердце все эти моменты с тем, чтобы уже ко времени покаяния подойти нам с более мягким сердцем, наполненным любовью к ближнему. А чтобы достичь этого, первое, что мы должны отсечь от себя, - это фарисейское самопревозношение и гордыню, которой в каждом из нас очень много и которая мешает нам по-настоящему взлететь на просторы духовной жизни. Об этом будем молиться и на это направлять свои усилия сегодня и во все последующие дни при подготовке к Великому посту. Аминь.
Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2024 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.