Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Слово на Святую и Великую Пятницу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Из года в год все мы, верующие во Христа, с любовью и благоговением вспоминаем события почти 2000-летней давности, как если бы мы были их свидетелями. Богослужения Страстной седмицы день за днем и час за часом воспроизводят события, предшествовавшие Светлому Христову Воскресению. Каждая деталь этих событий вновь и вновь предстаёт пред нашим взором: о каждом этапе святых Страстей Христовых неоднократно читаются повествования всех четырех евангелистов, звучат наполненные размышлений и священных переживаний песнопения, совершаются единственные в году чинопоследования: умовение ног в Великий Четверг, служба 12-ти страстных Евангелий, погребение Спасителя. Венчает череду этих уникальных служб торжественная и полная света и благодати встреча Воскресения Христова. Вот и сейчас мы совершили чин изнесения Плащаницы, на которой изображены Спаситель, лежащий во гробе Своим израненным Телом после всех перенесенных Им за нас страданий, и оплакивающие Его Пречистая Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим и те немногие жены, которые нашли в себе смелость следовать за Христом и быть рядом с Ним до самого Его последнего издыхания. Внимая словам чтений и песнопений Страстей Христовых, мы удивляемся глубине страданий, которые претерпел Господь. Поражаемся предательству Иуды, который был один из 12-ти ближайших учеников Христовых, наделенный наравне с другими силой исцелять недуги и изгонять бесов. Удивляемся и тому, как другие апостолы, все кроме Иоанна Богослова, трусливо оставили Спасителя в самый трудный Его час. Мы недоумеваем и возмущаемся несправедливостью суда над Спасителем. Нас изумляет неблагодарность и черствость народа, решившегося на убийство обещанного ему Помазанника ради каких-то своекорыстных приземленных целей. Мы недоумеваем, почему Пилату не хватило смелости и воли отстоять Невиновного от разъяренной жаждой Его крови толпы. Одновременно мы соболезнуем Самому Христу, претерпевшему оставление Своих учеников, несправедливое осуждение, унижения от соплеменников и издевательства от грубых солдат, бичевание, терновый венец, затем несение Креста, позорную казнь вместе с разбойниками, мучительные страдания и смерть. Сопереживаем мы и Пречистой Богородице, Которая потеряла, как Ей тогда казалось, Свое единственное утешение и любовь – Ее Божественного Сына. Но за всеми этими переживаниями и размышлениями в нашей душе возникают естественные вопросы и недоумения. Всё в нас возмущается и восстает против произошедшего. Зачем эта несправедливость, эта боль, эти унижения? Как мог Небесный Царь, которому подобает вечная слава и поклонение, допустить такое крайнее смирение и бесславие? Неужели для нашего спасения было необходимо пусть и временное торжество зла? Когда умирает человек, его близкие читают оставленное им завещание, чтобы узнать его последнюю волю, узнать то, что он передает своим потомкам. Так и здесь: чтобы узнать ответы на все эти недоумения, чтобы осознать спасительность божественного истощания, необходимо обратиться к завещанию Спасителя, которое Он оставил всем Своим последователям накануне принятия страданий и смерти. И это завещание, этот Завет, скрепляемый Кровию Христовой, состоит в том, что единственным приемлемым для Бога и спасительным для человечества принципом устроения жизни является любовь друг ко другу. Любовь не просто как благодушное отношение, а любовь деятельная, любовь служащая, любовь жертвенная. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). И Спаситель полагает душу Свою за всех нас и принимает уничижение, позор и смерть ради того, чтобы Собою проторить нам путь («Аз есмь путь») служения и жертвенной любви. Что в жизни обычно становится причиной для конфликтов, вражды и неприязни, будь то в семье или на работе, среди народов и целых государств? – Боязнь потерять достоинство и славу, боязнь за свою жизнь, за свое будущее. Еще, конечно, желание заполучить власть, борьба за власть и за господство над другими. Принимая уничижение и бесчестие, идя на страдания и смерть, Господь и Царь наш Иисус Христос показывает всем, что ни слава, ни жизнь, ни власть не должны стать преградой для любви. Умывая ноги ученикам, Господь переворачивает привычные человеческие представления о власти как о господстве, заменяя их новыми христианскими представлениями о власти как о служении, пусть и в ущерб славе и чести. Отказываясь на суде у Пилата силой защищать Свое Царское достоинство, Спаситель упраздняет насилие как принцип организации общества. Совершая ежегодное поклонение Святым Страстям Христовым, Его крайнему уничижению и смирению, мы из поколения в поколение свидетельствуем, что устроение жизни по принципам самопожертвования, любви, мира и единства возможны и осуществимы среди людей. Слетаясь подобно орлам вокруг Плащаницы, изображающей Христа умершего, мы проповедуем нашу веру в преображение мира через смирение и любовь, в победу, одерживаемую не насилием, но терпением, в превосходство служения над господством, в любовь Божию – милующую и спасающую. Аминь. 2014

 

Расписание богослужений
Православный календарь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе:
Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12, стр.1
Телефон: +7 (499) 267-34-28
E-mail: pokrovskij-chram@mail.ru

© 2017 Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.